Медитация над моделью S.C.O.R.E

S.SymptomsСимптомыКакие проблемы наблюдаются сейчас, ожидаются в будущем?
C.CausesПричиныЧто явилось причиной?
O.OutcomeЖелаемый результатЧто конкретно будет являться вашим результатом? Что вы хотите получить в дальнейшем?
R.ResourcesРесурсыЧто вам нужно для достижения цели? Чего вам не хватало для получения результата?
E.EffectsЭффектыЧто произойдет после достижения вашей цели? Что вам даст это изменение?

1. Что мы хотим и зачем нам это?

Рискуя быть не оригинальными, ответим метафорой:  невозможно построить дом, не имея намерения его определенным образом использовать. Нельзя создать механизм, не представляя, для чего он может быть полезен. Другими словами, при решении задач  всегда должны быть известны цели или ЭФФЕКТЫ, которые мы преследуем. И чем сложнее задача, тем более подробное описание этих  ЭФФЕКТОВ должно быть.

Итак, начать нужно с того, чтобы представить себе, что такого полезного Вы получите от того продукта, который сделает для Вас (или поможет Вам сделать) компания "Диалог ИТ".

Также стоит заметить, что это описание должно быть сделано на уровне и в терминах будущих получателей этих благ. Поскольку мы создаем решение для бизнеса, требования, ожидания необходимо сформулировать в терминах и с точки зрения этого самого бизнеса.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

Пример 1. Если стоит простая задача – наладить загрузку заявок клиентов с сайта компании в "1С:Управление торговлей 8". Задача действительно простая, полезные эффекты всем известны: сокращение времени обработки заказа, экономия времени менеджера, снижение вероятности ошибок и т.д. В данном случае представить четкое описание ожидаемых ЭФФЕКТОВ автоматизации процесса приема заявок с сайта должна служба продаж, так как именно она в конечном итоге будет ими пользоваться. А директор предприятия утверждает соотношение планируемых ЭФФЕКТОВ, стоимости и сроков.

Если задача будет описана на уровне директора, бухгалтера, сотрудника ИТ, такое описание в любом случае будет не подробно, искажено или избыточно.
Пример 2. Возьмем пример посложнее – в организации требуется перейти на новую систему бухгалтерского учета "1С:Бухгалтерия 8". Если ожидаемыми ЭФФЕКТАМИ являются только:
  • Качественное  сопровождение системы – последняя версия всегда соответствует действующему законодательству (действующая система плохо обновляется).
  •   В старой системе не было налогового учета, в новой системе налоговый учет будет:
    •  экономия времени сотрудников бухгалтерии
    •  снижение вероятности ошибок
Тогда в процессе постановки задачи  вполне достаточно участия главного бухгалтера, возможно, финансового директора. Если мы к ожидаемым ЭФФЕКТАМ добавим:
  • Повышение точности учета товаров и материалов
  • Повышение точности расчета себестоимости
  • Создание основы для построения управленческой отчетности и отчетности МСФО
Тогда в реализации данной задачи заинтересована уже не только бухгалтерия, но и службы склада, закупок продаж, возможно, производства, а также финансовые службы, готовящие управленческую отчетность и отчетность по международным стандартам и, как следствие, сам генеральный директор.
Как видите из данных примеров, вопрос «Для кого?» является не менее важным, чем вопрос «Зачем?». Как только будет сформировано видение ЭФФЕКТОВ от использования того или иного нововведения и данные эффекты будут осознаваемы (а лучше непосредственно сформированы) людьми, которые в дальнейшем будут получать пользу от этих инноваций, можно переходить к формированию будущего образа продукта (Техническое задание, Постановка/описание  задачи). Уже с таким описанием можно начинать работу и ставить задачи перед специалистами, исполнителями, разработчиками и подрядчиками.

В заключение этого раздела хочется отметить, что на практике среди наших клиентов действительно  реализовать такой подход можно по достаточно простым задачам, когда их область использования находится на уровне интересов менеджмента среднего  звена и когда интересы служб не сильно пересекаются (см. пример 1 и первую часть примера 2). Если речь идет о более сложных задачах, то в этом случае клиенты говорят не об эффектах, а о СИМПТОМАХ, т.е. о проблемах, которые сейчас есть и своих предположениях, как их можно решить.

Чего не стоит делать, так это приступать к выполнению, основываясь лишь на СИМПТОМАХ. Их обязательно надо превратить в ЭФФЕКТЫ.

2. Что для этого нужно?

Чем сложнее задача, тем больше этот процесс требует РЕСУРСОВ. Под РЕСУРСАМИ следует понимать:

1.    Время ваших сотрудников, вовлеченных в будущий процесс.
2.    Деньги, который вы готовы потратить на проект – на оплату работ внедренцев, консультантов и премирования собственных сотрудников.
3.    Компетенции сотрудников в бизнес-процессах и способе их оптимизации.  
4.    Административный ресурс – топ-менеджер, который будет двигать процесс, координировать участников и мотивировать их на выполнение поставленных задач.

Сделать детальный анализ, какие ресурсы и в каком объеме необходимы для того или иного варианта достижения ЦЕЛИ, может стать достаточно проблематичным. Однако именно правильный подбор необходимых внутренних и внешних РЕСУРСОВ может гарантировать достижение ЦЕЛЕЙ и получение желаемых ЭФФЕКТОВ.

Например директор, владелец предприятия желает прозрачность процессов закупки, складирования и реализации, чтобы как минимум сократить потери на затоваривании товарных и материальных складов. Понимает, что административный ресурс и компетенции в построении правильных процессов есть. Но нет своего грамотного управляющего проектом внедрения изменений в бизнес-процессы и автоматизации. Как следствие, он взвешивает альтернативы:
  • научить своих – но пригодится ли это знание/умение потом?
  • озадачить ИТ-директора – а справится ли он?
  • нанять внешних консультантов – а не обманут?

3. Какие есть варианты?

Фактически  работа по определению ЭФФЕКТОВ и ЦЕЛИ автоматизации является подготовкой  проекта автоматизации. Упрощенно есть следующие варианты ее выполнения:
  •  Если у Вас есть и время и компетенции и административный ресурс для выполнения проекта, Вы делаете его сами. При этом Вы учитываете риски неуспеха и стоимость привлечения штатных ресурсов на выполнение работы
  • Если у Вас есть деньги и административный ресурс, Вы приглашаете внешних консультантов, которые проводят эту работу. К слову, в компании "Диалог ИТ" также  практикуются уникальные методики концептуального проектирования комплексных систем, о чем можно ознакомиться здесь
  • Если у Вас нет ни того, ни другого – следует уменьшить масштаб задачи
  • Если у Вас есть все, тогда надо использовать ВСЕ – это самый предпочтительный подход, гарантирующий наивысшую вероятность успешного окончания любого проекта
Компания "Диалог ИТ" имеет опыт и соответствующие методики реализации проектов во всех приведенных вариантах.

4. Чем мы можем помочь?

Стандартной процедурой начала взаимодействия с клиентом является заполнение первичной анкеты – в ней необходимо указать все известные составляющие . Вы можете отправить ее нам, и мы, в свою очередь, подберем для Вас оптимальное решение и ответим на вопросы:
  1. Первичная оценка реализуемости проекта
  2. Необходимые условия для реализации проекта
  3. Необходимость и объем подготовки проекта перед его непосредственной реализацией
  4. Достаточность ресурсов для реализации проекта

Скачать анкету

Заполненную анкету Вы можете отправить на адрес it@dialogit.ru с темой письма "Диалог ИТ: Первичная анкета для оценки" 

Срок рассмотрения анкеты – 3 рабочих дня.

Кроме того, компания "Диалог ИТ" регулярно проводит бесплатные мероприятия, на которых освещаются правила, подходы к подготовке проекта автоматизации с обсуждением в режиме диалога насущных вопросов этой наиболее ответственной стадии жизненного цикла проекта.

Нам доверяют: